Малютинский «Теремок» в Талашкине

08.01.2016
Зрительно-иллюзорное, театрализованное восприятие предмета, его внешней декоративной оболочки (то есть каким он кажется, а не каков он есть в своей конструктивно-материальной сущности) определило и сам тип синтеза искусств. Основу единства интерьера, как и решения театральной декорации, составлял живописно-орнаментальный строй - согласованность поверхности стен, мебели, тканей. В такой среде объемные предметы становились как бы двухмерными и, распластавшись, включались в общий орнаментальный ритм.
Утрата конструктивной логики формы соседствовала с упором на сюжетную сторону орнаментального украшения (определенный тип растений, птица-сирин, русалка-берегиня, лев с расцветшим хвостом и т. п.). Как правило, на этой почве и культивировались фольклорные и древнерусские стилизации в мастерских Абрамцева и Талашкина. Иначе говоря, стилизация становилась в системе «модерна» мотивировкой орнаментально-живописного решения предмета и архитектурного пространства в целом.
Наиболее характерный пример - дом Перцова, построенный С. Малютиным и Н. Жуковым в 1906-1907 годах. Как и «Теремок» в Талашкине, дом Перцова напоминает большой расписной ларец или поставец (их во множестве рисовали и сам Малютин и другие художники-современники), начиная с яркой декоративности общего впечатления и кончая принципиальным сходством керамических панно на фасадах с выжженными и расписанными масляными красками вставками, постоянно встречающимися в мебели художников неорусского стиля.
Декоративное убранство дома Перцова показывает, что стилизация в те годы была своего рода «декларацией независимости», права художника на проявление своей индивидуальности в искусстве, что стало девизом искусства начала XX века.












08.01.2016 Железобетонные балки

08.01.2016 Серьезное изучение народной архитектуры

08.01.2016 Тенденция к стилизации древнерусской архитектуры

08.01.2016 Художественное качество стилизованной формы

08.01.2016 Общественная потребность в «русском стиле»

08.01.2016 Отношение к архитектурному пространству

08.01.2016 Закономерность периодического появления стилизаций

08.01.2016 Стремление замаскировать современную конструкцию

08.01.2016 Посещение выставки как иллюзорного мира

08.01.2016 Утрата конструктивной логики формы

 

 
Периодические издания

  • «Российский нейрохирургический
    журнал им. проф. А.Л. Поленова»
  • Журнал «Нейрохирургия и неврология детского возраста»

191014, Россия, Санкт-Петербург, ул. Маяковского, д. 12. РНХИ им. проф. А.Л. Поленова
Arthur Smirnov. All Rights Reserved © 2010.