Архитектурные «исторические» стилизации второй половины XIX века

08.01.2016
Недаром построенный незадолго до того в духе стилизаций второй половины XIX века «Храм на крови» А. Парланда воспринимался уже как пародия на храм Василия Блаженного.
Тенденция к стилизации древнерусской архитектуры в ее эмоциональной образности, характерная для мастеров неорусского стиля (в отличие от «псевдорусского» - в предшествующий период), наиболее последовательно ощущалась в творчестве А. Щусева. В соответствии с новой задачей прообраз его архитектурных стилизаций был найден не в декоративной полихромии XVII века, а в простых монументальных объемах новгородского и псковского зодчества. Щусев оставил множество произведений такого рода - церковь Марфо-Мариинской обители в Москве, монастырь в Овруче и др. Однако нарочитая простота стилизованной архитектурной формы, оторванной от конструкций, приобретала чисто декоративный, даже бутафорский смысл. Причем эти качества становились декларативными, превращались в творческое кредо мастера. В искусстве необходимо правильно выражать идеи и достигать силы впечатления, не раздумывая о средствах (предполагается, что средства, то есть знание современных конструкций, архитектору доступно в совершенстве, подобно тому как музыкант должен знать инструмент, при помощи которого он творит) и не задаваясь метафизикой. Бутафория и декорация на театральных подмостках превращаются в большое искусство, если их исполняет настоящий художник». Мало кто из архитекторов высказывался с такой откровенностью. Но именно в этих словах раскрывается самая суть стилизации.
Эмоционально-романтическое отношение к национальной старине, распространенное в тот период во всех странах Европы, требовало не только этнографической точности деталей, подчас буквальной имитации (как было у Ропета), но в первую очередь сходства общего впечатления и настроения при возможном различии деталей подлинных и стилизованных.












08.01.2016 Апология ремесленного труда

08.01.2016 Художественное качество стилизованной формы

08.01.2016 Практические художественные задачи

08.01.2016 Железобетонные балки

08.01.2016 Повышенная декоративность каждого предмета

08.01.2016 Стилизация под формы прошлого

08.01.2016 Стремление замаскировать современную конструкцию

08.01.2016 Народное искусство

08.01.2016 Малютинский «Теремок» в Талашкине

08.01.2016 Новое мировосприятие эпохи

 

 
Периодические издания

  • «Российский нейрохирургический
    журнал им. проф. А.Л. Поленова»
  • Журнал «Нейрохирургия и неврология детского возраста»

191014, Россия, Санкт-Петербург, ул. Маяковского, д. 12. РНХИ им. проф. А.Л. Поленова
Arthur Smirnov. All Rights Reserved © 2010.